Как беседовать с больным. Внутреннее устроение сестры милосердия.
Через сестру милосердия больной, быть может, впервые в своей жизни встречается со Христом, с Церковью. Поэтому сестра , чтобы не оттолкнуть человека от Бога, не должна разговаривать с больным: без молитвы, свысока, не выслушивая, поучать, воспитывать, представлять себя святой, если у нее слабая вера, не благоговейное отношение к таинствам, если нет любви и благодарности ко Христу.
Сестра должна: быть доброжелательной, проявлять деликатность, быть участливой, сострадательной, не возвышаться над человеком, не оценивать его, иметь крепкую веру, надеяться на Бога,быть благодарной Ему.

Любые вопросы задавать только после предварительной молитвы о больном. Например, так: «Господи, даруй мне ключик к этому человеку. Помоги нам услышать друг друга. Господи, даруй мне любовь к этому человеку. Господи, утешь его. Господи, подай ему покаяние и познание Истины».
Если больной многословен, не нужно его останавливать, а внимательно и сочувственно выслушать молча, с пониманием, облегчить его горе, и лишь потом аккуратно попробовать перевести разговор. Если человек не хочет делиться, не надо лезть ему в душу, может самой что-то о себе рассказать, поделиться чем-то сродным, что было в ее жизни и молиться, чтобы сердце больного потеплело. Необходима искренняя доброжелательность самой сестры. Если мир душевный у сестры при разговоре с больным нарушился, сестра должна помолиться Богу и успокоиться, если ей не удается это, то следует осторожно закончить беседу, сказать человеку что-то приятное на прощание и договориться о следующей встрече.

Первая встреча с больным. Формирование доверительных отношений
Цель первой встречи — наладить доверительные отношения с человеком, каждая встреча уникальна и чувствовать в беседе с человеком присутствие Божие. Если больной не выражал своего желания участвовать в таинствах спросить : «Вы хотели бы исповедоваться и причаститься?» При отказе не следует дальше говорить на эту тему. Если человек не отказывается, то сестре следует определить его уровень духовных знаний. Для этого следует задать ряд вопросов: Крещены ли вы в Православной церкви священником? Веруете ли вы в Бога? Веруете ли вы в Господа Иисуса Христа как в Спасителя, во Святую Троицу? Веруете ли вы в бессмертие души, в Рай и ад. Ходите ли вы в храм? Как часто вы исповедуетесь? Когда вы в последний раз причащались? Молитесь ли утром и вечером? Если он говорит что-то неправильно, не нужно его пока поправлять, сначала подбодрить его в том, что он говорит правильно. Постараться обрести в нем друга.

Беседа о смысле жизни и назначении человека
Целью беседы является раскрытие любви Божией к человеку. Почему и зачем страдает человек ? Велика очищающая сила страданий и смысл их. Человек начинает видеть свои ошибки, по-другому смотреть на вещи. Самое большое зло-жизнь без Бога. Скорбями Бог призывает человека обратиться к нему.
Человек рожден ради другого мира, где нет страданий боли, греха. Это мир любви и добра. Царствует в этом мире Бог, а не человек. Бог- это наш Небесный Отец. Он уже здесь заботится о нас, любит нас, желает спасти для жизни вечной. Бог дал нам разум и бессмертную душу и дал нам назначение :познавать Бога и становиться лучше и добрее, научиться любить Бога и друг друга.
Бог заповедовал Адаму в раю, чтобы он не вкушал плодов от древа добра и зла, но не послушание первых людей Богу отделило людей от Бога и его благодати и обрекло их на телесную и духовную смерть. Люди своими силами уже не могли победить в себе грех, это мог сделать только сам Бог. Сын Божий стал человеком, воплотившись от Святого Духа и Марии Девы и своей крестной смертью искупил нас, для того чтобы спасти людей от греха и вечной смерти. Ради спасения людей Христос создал на земле Церковь. Через веру, крещение и жизнь в церкви мы освобождаемся от всех последствий грехопадения и приобщаемся к жизни вечной. Сестра, если видит благоговение и благодарность больного может ему подарить икону.. Сказать, что на святой иконе мы благоговейно созерцаем святые лики, которые поднимают наш ум к Богу и его святым. А молитва к ним соединяет нас с ними.

Подготовка к таинствам Покаяния и Причастия
Сестра может рассказать о Таинстве причащения следующим образом. Причастие -величайший дар Бога. «Таинством таинств» является таинство причащения, под видом хлеба и вина, вкушает самое Тело и Кровь Господа, через это таинство человек соединяется со Христом и делается причастником Вечной жизни. Вне этого таинства невозможно наследовать жизнь вечную. Если человек причащается , то он призывается исполнять Евангелие в повседневной жизни: изучать веру и хранить её, молиться, ходить в церковь по воскресеньям и праздникам, хранить чистоту души, заботиться о чистоте души –омывать в таинстве покаяния, с терпением нести спасительный крест , возложенный Богом. Как тело надо регулярно мыть, так и душу надо очищать от греха. Грех – это нарушение заповедей Божиих, он препятствует человеку быть с Богом, разрушает душу человека. Тело и душа человека в земной жизни связаны воедино, поэтому душевные недуги становятся источником недугов телесных.

Первый вариант подготовки к Таинству Покаяния
«Давайте попробуем разобраться и рассмотреть свою жизнь в свете 10 заповедей»- говорит сестра. Сестра называет заповедь, объясняет её своими словами, рассказывает о грехах, относящихся к данной заповеди. Подопечный записывает свои грехи.

Второй вариант подготовки к Таинству Покаяния
Землепашец, приступая к обработке земли, сначала убирает большие камни, и лишь затем убирает мелкие. В первую очередь надо исповедовать наиболее тяжкие грехи (грехи против Бога, грехи смертные, грехи против ближнего, против самого себя), а затем все остальные грехи. Не следует записывать за человека его грехи, если нет в этом необходимости.
Сестра объясняет человеку: « Господь дал священникам власть прощать грехи людей. От человека требуется : примирение со всеми ближними, искренне сокрушение о грехах, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на его милосердие».