Некоторые страницы истории русского монашества на Афоне

Монашество. Знакомое слово, несущее в себе глубокий смысл христианской жизни и стремление ко Христу. Тому, кто открыл не только путь в Царствие Небесное, но и указал истину ради которой стоит жить.

Возникшее в IV веке на Востоке, монашество, как и христианство распространилось по всему миру, проникнув во все его уголки, воплотило в себе не только свет Христов, но и просвещение, а также правильное понимание духовной жизни православного человека.

Придя на Русь вместе с первыми священниками, монашество сумело не просто остаться на новой христианской земле, но и расцвести на ней дав благодатные всходы, замеченные и оцененные всем православным миром. В том числе и теми, кто поселился на святой горе Афон, месте, где до сих пор мы можем встретить то внутреннее смирение, к которому должен стремится каждый христианин.
Афон. Сумевший не только дать толчок развитию русского монашества, но и воспринявший русских, как своих насельников и продолжателей духовного дела самых прославляемых святых православной церкви.

Согласно святогорскому акту от 1016 г., можно сказать, первые русские монахи появились на Афоне уже тысячу лет назад. А по некоторым данным, например, из житийных списков, нам известно, что уже в 1013 г. преп. Антоний Печерский в первый раз возвращается в Киев со Святой Горы Афон, где несколько лет подвизался в духовных подвигах. [1]

Обращаясь к акту, мы видим среди 22 подписей настоятелей афонских монастырей подпись некого Герасима, настоятеля русской обители Ксилургу (Древодел). [2] Обители, которая сегодня известна, как Скит Успения Богородицы.

Принадлежит Ксилургу Пантелеимонову монастырю и находится на восточной стороне Святой Горы на расстоянии одного часа пути от Кареи.
Кто был основателем монастыря до сих пор не известно. Одни считают их греками, другие славянами. Но как бы там ни было, скит всегда играл большую роль в жизни русских монахов на Афоне. [3]

Сегодня, скит имеет трех насельников. Главной святыней является икона Божией Матери, именуемая «Сладкое лобзание», по-гречески «Гликофилусса», подаренной обители в 1802 году. [4]

По словам иеромонаха Николая (Генералова), икона была и остается чудотворной, а празднование в её честь происходит в неделю вторую по Пасхе. [5]

Живет скит на пожертвования, беря из Пантелеимонова монастыря лишь просфоры и ничего более. Но даже этого стало достаточным, чтобы в двухтысячных годах закончить реставрацию Успенского храма.

В целом, скит имеет, помимо указанного собора, храм в братском корпусе в честь преподобного Иоанна Рыльского и храм посвященный святым Мефодию и Кириллу. [6]

Став первой основой русского монашества на Святой горе, обитель Ксилургу положила начало пути многих русских на Афон. Пути, не иссекавшего вплоть до 1917 года, когда трагические события на нашей многострадальной родине отрезали православных людей от этого благодатного источника истинного христианского жития…

Стремление спастись всегда заставляло людей двигаться вперед в духовном поиске. В жажде достижения новых и новых способов доказательства Богу своей преданности и любви, они наполняли скит до того момента, когда встала необходимость устройства нового места для братии. Чем и становится, в скором времени, брошенный греками, монастырь «Фессалоникийца». Получивший второе наименование: Старый или Нагорный Русик. Именно ему было суждено стать новым центром притяжения русских на Афон на протяжении нескольких столетий.

Не смотря на переселение в новую обитель, русские монахи сохранили за собой старую, расширив территориально свое присутствие на Святой горе.

Жизнь в Старом Русике была непростой и осложнялась необходимостью борьбы с иноземными захватчиками. К этому добавлялось тяжелое материальное положение обители и постоянная опасность пожаров, которые были не редки на Афоне. Так, в ХIII веке, сгорели все документы о раннем периоде монастыря. Монастырские же акты более позднего времени свидетельствуют о том, что обители удалось залечить свои раны в том числе, благодаря византийскому императору Андроннику II Палеологу (1259 – 1332 гг). Подтвердивший специальной золотой буллой право монастыря на материальную помощь с закреплением новых и старых владений за ним. [8]

Помимо Византии, обители оказывали свое благоволение сербские цари, господари из Молдавии и Румынии. Русский царь Иоанн Грозный и династия Романовых. [9]

На территории монастыря находились и находятся храм вмч. Пантелеимона, параклисы прп. Саввы Сербского; свт. мучениц Варвары, Екатерины и Параскевы; 42-х мучениковАмморейских. К сожалению, ныне обитель не имеет насельников. [10]

К восемнадцатому столетию, монахи, населявшие обитель, принимают решение покинуть её и переселяются к морю, образовав новый монастырь, приобретший неофициальное название «Прибрежный Русик».
Интересно, что c переносом центра обители на новое место, по традиции, сюда же был перенесен и Свято-Успенский храм, причем с сохранением за ним статуса собора. Так духовная преемственность ключевого для Руси Успенского собора, символизирующая непрерывную связь с древнейшей русской Успенской обителью «Ксилургу», была сохранена и на новом месте [11].
Устроителем нового монастыря стали схиигумен Савва и молдавский господарь Иоанн Каллимах. Но жизнь на новом месте не стала легче. Упадок обители продолжался и экономическое положение стало меняться лишь с 1835 г., когда в неё стали прибывать русские иноки.

Именно с этого момента можно говорить о появлении «Русского Афона». Времени расцвета русского монашества на Святой горе.
Как отмечают наши современники: «уже в начале ХХ века число русских монахов на Афоне составило 5000 (из них свыше 2000 – в Пантелеимоновом монастыре), тогда как греков на Святой Горе было 3900, болгар – 340, румын – 288, сербов – 120 и грузин – 53.

В 1875 году новым игуменом русского Свято-Пантелеимонова монастыря становится духовный сын старца Иеронима отец Макарий (Сушкин), который пребывает на этом посту до 1889 года.
При нем монастырь укрепил свое духовное и материальное положение, значительно расширился и выдвинулся на ведущие позиции среди прочих афонских обителей.
В Одессе, Санкт-Петербурге, Москве и Константинополе у монастыря имелись подворья, через которые обеспечивалась материальная поддержка обители и организовывался поток паломников к ее святыням со всех концов Российской империи.

Особенно массовый расцвет паломничества к святыням Свято-Пантелеимонова монастыря наблюдался в Российской империи в конце XIX — начале XX веков. В этот период ежегодно через русские афонские подворья в Одессе, где проходил сбор паломников, в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь приезжало до 30 тысяч человек. Все они находили приют в монастыре, размещались в странноприимном доме (архондарике) и получали бесплатное питание. Благочестивые русские христиане, конечно же, не оставались в долгу, делая щедрые пожертвования на нужды монастыря и тем самым материально обеспечивая его полноценное функционирование.

Для обеспечения удобного и доступного совершения русскими людьми паломничества на Афон Свято-Пантелеимоновым монастырем были открыты собственные представительства (подворья) в России и Константинополе, собственные гостиницы для паломников и даже приобретены собственные пароходы, которые круглогодично, раз в месяц, организованно доставляли паломников из России на Афон» [12].
К трагедии русского монашества, после революции 1917 г. ситуация резко меняется, и монастырь постепенно приходит в упадок.
На протяжении всего советского периода, Русской Православной Церкви не удавалось уделить должного внимания обители по причине притеснений со стороны государства и сложных отношений СССР с греками.

Однако ситуация меняется в девяностых годах прошлого столетия. Число русских монахов на Афоне, с этого времени возросло «и на сегодня составляет около 40 человек. Вот уже несколько лет идет капительный ремонт полуразрушенных сооружений монастыря. Для реставрационных работ в Пантелеимонов монастырь прибыла группа реставраторов из Санкт-Петербурга, Киева, Владимира, а также выделены значительные средства греческим правительством и благотворителями России и Украины. Здесь размещены следующие мощи: часть честного и животворящего креста Господня; частица камня от гроба Господня; честная глава святого великомученика и целителя Пантелеимона; честная глава блаженного старца Силуана; части мощей святого Иоанна Предтечи; Святителя Иоанна Златоуста; праведного Иосифа Обручника; Апостола Фомы; великомученика Георгия Победоносца; мученика Трифона; мученика Евстратия; мученика Кирика; священномученика Харалампия; великомучениц Марины и Параскевы; верхняя часть главы евангелиста Луки; глава священномученика Анфима, епископа Никомидийского; глава преподобномученика Игнатия Афонского; глава преподобномученика Евфимия Афонского; глава преподобномученика Акакия Афонского; стопа Апостола Андрея Первозванного в серебряном ковчеге; часть правой руки святого праведного Иоанна Русского; мелкие мощи (более 300) греческих, русских, грузинских». [13]

Примечания:
1. Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. http://afonit.info/svyataya-gora/monastyri-afona/russkij-na-afone-svyato-panteleimonov-monastyr
2. Русская Святая Гора. http://rusplt.ru/society/russkaya-svyataya-gora-20824.html
3. Скит Ксилургу (Древодел) http://www.isihazm.ru/?id=370
4. «Это Божие благословение – быть насельником на Афоне». Беседа с иеромонахом Николаем (Генераловым). http://www.pravoslavie.ru/28260.html
5. Там же.
6. Скит Ксилургу (Древодел) http://www.isihazm.ru/?id=370
7. Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. http://afonit.info/svyataya-gora/monastyri-afona/russkij-na-afone-svyato-panteleimonov-monastyr
8. Там же.
9. Старый Русик — возрождение монастыря на Афоне. http://afonfond.ru/staryj-rusik-vozrozhdenie-monastyrya-na-afone/
10. Русская Святая Гора. http://rusplt.ru/society/russkaya-svyataya-gora-20824.html
11. Прибрежный Русик. http://rusderjavnaya.ru/news/russkij_na_afone_svjato_panteleimonov_monastyr/2016-03-12-1424
12. Там же.
13. Свято-Пантелеимонов монастырь. (АФОН) http://hram-ckb1rzd.prihod.ru/svyato-panteleimonov-monastyr-afon/