Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что первые церковные школы появились вскоре после принятия христианства при поддержке князей при храмах и монастырях в крупных городах. Вплоть до второй половины ХV в. их число оставалось небольшим, а в годы монголо-татарского ига развитие церковных школ остановилось совсем.

Интенсивное развитие приходских школ началось вновь со второй половины ХV в. вплоть до начала ХVIII в. Школы открывались духовенством, представители которого, как правило, не только управляли, но и занимались одновременно преподаванием. Учащиеся, взятые из домов родителей, жили при школе. Обучение начиналось с 7-9 лет. Программа церковных школ впервые была утверждена Церковным Собором 1551 г. и включала в себя чтение церковных книг, письмо, церковное пение, в некоторых случаях – иконописание. Со второй половины ХVII в. в программу входила и арифметика. Таким образом, церковно-приходские школы с этого времени заботятся не только о духовном воспитании, но и хотя бы частичном светском образовании учеников.
Повсеместное распространение воскресные школы получают в России в середине XIX в. Выдающаяся роль в их создании принадлежит знаменитым ученым Н.И. Пирогову и профессору П.В. Павлову. Огромное содействие оказывалось и со стороны властей. Так император Александр I официально призвал духовенство к активному участию в организации школ. Согласно утвержденным императором 24 января 1803 года «Предварительным правилам народного просвещения» все существующие гражданские учебные заведения были разделены на 4 разряда, 1-й из которых составляли общесословные приходские училища (в православных приходах городов и сел), подведомственные университетам вплоть до принятия в 1835 г. нового университетского устава. Закон Божий в таких школах должен был обязательно преподаваться духовными лицами, прошедшими предварительное обучение в духовных семинариях или училищах.

shcool1.2

Однако в силу загруженности духовенства основной деятельностью в приходах священнослужители уделяли мало внимания преподаванию и не были материально заинтересованы в дополнительной нагрузке, не владели современной методикой обучения. Именно по этой причине во второй половине 1860-х и в 1870-е годы церковные школы постепенно приходили в упадок, закрывались, отчасти переходили в руки земств (земские начальные школы). Видя сложившуюся ситуацию в 1879 г. Комитет Министров специально рассмотрел вопрос о роли духовенства в народном образовании и высказался в поддержку его преобладающего влияния на начальную ступень образования. В 1882 г. Синод учредил Комиссию для составления правил о церковно-приходских школах, которая решила целиком предоставить начальное обучение духовенству и подготовила соответствующие документы. С этого времени снова начинается бурное развитие церковно-приходских школ.
В этот период сложилась целостная система управления церковными школами, была выработана их детальная организация, приняты инструктивные документы, программы, утверждены учебники. 26 февраля 1896 г. высочайше утверждено «Положение об управлении школами церковно-приходскими и грамотами ведомства православного исповедания». Согласно декрету Временного правительства от 20 июня 1917 года все церковноприходские школы были переданы в ведение Министерства народного просвещения. Окончательно упразднены декретом СНК РС ФСР от 20 января 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».

Возрождение церковно-приходских школ начнется только в конце XX века. С этого времени их основной задачей является религиозное воспитание и образование, детей и взрослых. (заметка подготовлена по материалам Сибирской Православной газеты)

Воскресная школа сегодня
Термин воскресная школа закрепился за церковно-приходской лишь в недавнее время, поскольку посещать храм взрослые и дети, работая и учась в будни, могут в основном лишь в выходной день. Занятия проводятся после воскресного богослужения, что продолжает древнюю традицию христиан освящать воскресный день не только собраниями для общей молитвы, но и для совместного общения за благочестивыми занятиями и даже чашкой чая.
На данный момент не существует единого стандарта для организации воскресных школ, поэтому каждый приход, в этом смысле, безусловно ориентируясь на общецерковный опыт, находит оптимальные варианты для себя сам, прилагая к этому творческий подход к составлению программы обучения. В основном к изучению предлагается катехизис или закон Божий, богослужение, Священное Писание и предание (церковные праздники и обряды). Срок обучения в воскресной школе может составлять от года до нескольких лет, что связано с выбором программы обучения внутри общины.
Преподавание в школах может вестись сегодня не только духовенством, но и мирянами. И в последнее время Русская Православная Церковь немало потрудилась на ниве того, чтобы создать возможности для качественной подготовки таких преподавателей — в некоторых епархиях существуют педагогические курсы, также большое внимание возможности преподавать в воскресных школах уделяется в семинариях и светских православных учебных заведениях, таких как Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет.
Обучение в воскресной школе сегодня ведется в различных форматах, в том числе учащиеся посещают различные экскурсии, исторические и паломнические поездки, отмечают вместе церковные праздники и т.д.

Воскресная школа в нашем храме
На данный момент при храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» уже действует воскресная школа для детей и готовится к открытию школа для взрослых.

school2

На данный момент для детей действует две возрастные группы: с 5 до 7 лет и с 8 до 12 лет. Школа согласна, по желанию родителей или самих детей, принимать детей более младшего или старшего возраста, однако с поправкой на то, что слишком маленьким будет трудно высидеть урок, а более старшим возможно будет интересен какой-то другой формат, что, конечно же, отразится на степени усвоения материала.

Из-за возрастной неоднородности учеников и различной, на данный момент, степени воцерковленности детей было принято решение в этом году организовать своего рода ознакомительный курс, который позволит детям привыкнуть к формату, а преподавателям адаптировать программу и для детей, которые не знают основ Закона Божия и для детей,которые в настоящее время закрепляют и расширяют свои имеющиеся знания.

В связи с этим в текущем году программа занятий младшей группы включает в себя следующие темы: «Доброе отношение друг к другу», «Выбор друзей и привычек», «Доброе сердечко», «Качества человека», «Что такое дружба», «Семья», «Уроки благодарности» и т.д. Все занятия проходят в игровой форме с изложением материала в виде сказок,притч,душеполезных рассказов.

Программа занятий старшей группы включает в себя: Знакомство с Законом Божьим как с источником, который содержит ответ на самые важные вопросы человеческого существования — о нашем места в мире, наших отношениях с Богом. . До конца учебного года планируются занятия на темы: Молитва. Заповеди Закона Божия. Наш храм. Рождество Христово. Великий пост и Пасха.

Параллельно с занятиями все ребята задействованы в подготовке к христианским праздникам, где у каждого из них будет возможность проявить и развить свои художественные, поэтические, музыкальные способности.

Стать участником детской воскресной школы
Записаться в группу можно осуществить непосредственно придя на занятия с ребенком. Тетради, ручки, альбомы и карандаши для занятий выдаются на месте.

Расписание
Каждое воскресение в крестильной храма:
Младшая группа — с 10.00 утра.
Старшая группа — 10.45 утра

Контакты
По всем дальнейшим вопросам вы можете обратиться по телефонам:
Ирина Федоровна тел.8 908 06 72 061 (Преподаватель младшей группы)
Татьяна Валентиновна тел.8 919 35 22 609 (Преподаватель старшей группы)

Воскресная школа для взрослых

В перечень занятий для взрослых входит изучение двух предметов:
«Священное Писание» — среда, 18:30;
«Основы православного вероучения и духовной жизни» — суббота, 15:00.

По другим вопросам, связанным с занятиями для взрослых, просим обращаться в регистратуру храма, по телефону: +7 (351) 724-08-08.