Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икона Божией Матери Неупиваемая чаша

Образ Неупиваемая Чаша, в честь которого переименован храм в 2007 году, берёт начало от Никейской иконы «Бысть чрево Твое Святая Трапеза», существовавшей в Византии уже во втором веке. Как появилась интерпретация этой иконы, получившая название «Неупиваемая Чаша», и каким образом она появилась на Руси, историкам неизвестно. Церковное предание сообщает, что повсеместное почитание образа в России берет свое начало в XIX веке в г. Серпухове в результате чудесного исцеления тульского отставного солдата от тяжелого недуга пьянства. Согласно преданию, отставному солдату, страдающему от пьянства, несколько раз во сне явился старец Варлаам — основатель Серпуховского монастыря — и обещал исцеление от образа «Неупиваемая Чаша». Тяжело больной человек уверовал и отправился в путь. В пути в результате последствий недуга у его отнялись ноги, но, не имея больше никакой надежды на исцеление, он продолжил свой путь, передвигаясь ползком.

Вера и усердие больного были вознаграждены, когда, к удивлению самих насельников монастыря, образ «Неупиваемая Чаша» действительно был найден в монастыре: забытый, он висел в проходе из храма в ризницу монастыря. После совершения молебна страждущий отставной солдат получил полное исцеление своего недуга и даже смог ходить. После его исцеления в Серпухове в центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме собиралось большое количество людей, и совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе свидетельствует все же о том, что почитание образа носило в основном местный характер. Широкую известность иконе принесла художественная литература — повесть И. С. Шмелева «Неупиваемая Чаша», написанная в 1918 году.

После закрытия Серпуховского монастыря в 1920 году почитание образа постепенно сошло на нет, а первообраз в результате церковных гонений был утрачен — до нашего времени сохранились только сделанные с него списки. Почитание возобновилось лишь в 80-х гг. XX века с возобновлением работы Александро-Невского братства трезвости, и распространилось вновь с восстановлением Серпуховской обители в 1990 году. В 1997 году почитание образа было официально признано Русской Православной Церковью, что ознаменовалось внесением образа в церковный календарь.

На иконе изображена Пречистая Дева с воздетыми руками в молитве, а перед ней — чаша, в которую помещен благословляющий Младенец-Христос. Божья Матерь на этой иконе как бы представляет своего Сына: «Вот к кому обращена моя молитва, — как бы говорит Она, — Он есть чаша, из которой никогда не убывает милость и благодать, просите у Него и дано вам будет».

Перед образом «Неупиваемая Чаша» молятся обо всех нуждах и недугах, но особенно — об исцелении недугов пьянства, наркомании и табакокурения. В нашем храме, при котором открыт центр помощи алко- наркозависимым, регулярно служится молебен с чтением акафиста перед образом «Неупиваемая Чаша». Принять участие в молебне можно каждое воскресенье после Литургии.

Образ «Лоза истинная»

Икона Иисуса Христа Лоза истинная

Еще одной чтимой святыней нашего храма является редкий образ Спасителя — «Христос — Лоза истинная». Иконография этого образа сложилась, предположительно, в греческих монастырях в первом тысячелетии. Однако самые ранние, сохранившиеся до наших дней, иконы с изображением Христа в образе Спаса Виноградная Лоза относятся к XV веку. В греческом варианте икона подписывается «αμπελος» (произносится ампелос) — «виноградная лоза».

На иконе изображается Христос Вседержитель, окруженный лозой, в ветвях которой изображаются апостолы. Существуют также интерпретации этого образа, на которых Христос изображается держащим в деснице виноградную лозу, или Христос как бы произращивает ее из себя Самого. На таких иконах Спаситель часто также может изображаться держащим в руках плод и выдавливающим из него сок в чашу, что символизирует Причастие.

Чтобы истолковать этот образ, мы должны обратиться к тексту Священного Писания. Виноградная лоза и виноградарство — символы, которые мы часто можем встретить в Новом Завете. Господь часто сравнивает Себя с виноградной лозой, виноградарем, а духовные достижения с виноградными плодами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Иоанн 15:1-5).
Людские души для Господа являются садом или виноградником, который Он любовно возделывает, отсекая все лишнее, засохшее и мешающее расти. Ухоженная и хорошо растущая лоза человеческой души приносит добрый плод, как принесли его и апостолы, являющиеся для всех нас духовным примером. Кроме того, виноградная лоза еще символизирует победу жизни над смертью через смерть и Воскресение Иисуса Христа, а также постоянное присутствие Бога из мире через Тело и Кровь Христовы — хлеб и вино в таинстве причастия, которое питает всех христиан своим соком как ветви питает ствол.

Доподлинно неизвестно когда именно образ Спасителя «Виноградная лоза» начинает почитаться как подспорье в борьбе с недугом алкоголизма. Что касается причин такого почитания, то как и в случае с иконой «Неупиваемая чаша» (где Спаситель помещен в чашу, из которой верующие Принимают причастие) для христианина, который смотрит на образ «Виноградная лоза», где Христос сравнивается с виноградом, является очевидной истина о том, что Христос — это источник, который питает его жизнь, то есть христианин признает свою полную зависимость от Господа, как ребенок признает зависимость от матери, его питающей. Господь питает человека своей благодатью через Таинство Святого Причастия, которое Называет в Евангелии Своей Кровью, то есть своим соком. Традиционно же веществом для таинства Причастия служит виноградное вино. Как мы видим, употребление вина в целом не является для христианина грехом, раз оно используется даже в качестве вещества для Таинства Причастия.

Однако человек, который грешит, забывает о том, что его жизнь зависит от Бога, и впадает в конце концов в страшную зависимость от своего греха. Алкоголик — это человек, который приобретает зависимость от злоупотребления вином, становится его рабом. При этом такое злоупотребление, как и любой другой грех, не питает человека, в отличие от причастия, а обессиливает и уродует в нем образ Божий. Страждущий перед такой иконой как бы обращается к Спасителю с такими словами: «Господи, я хотел бы зависеть от Тебя, а не от греха. Пусть вино в моей жизни будет веществом в Таинстве Причастия, а не веществом для совершения греха. Верни мне, пожалуйста, здоровое отношение к пище и питью и память о том, что не они, а Ты поддерживаешь и питаешь меня каждый день».